Полина Зорина: «У меня есть не столько вершина, сколько внутренний вектор. Вектор, который чувствуется всем существом.»
- Полина, начнем с козырей! Вы редкий художник, который создает инсталляции. Откуда эти идеи? Зачем? Есть ли в этом коммерческое основание?
Спасибо, что начали именно с этого — инсталляция для меня не просто форма, а способ говорить о самом главном. Вообще история инсталляций идёт ещё из детства. Всегда любила создавать что то руками. Ходила в архитектурный кружок, где строили маленькие дома своей мечты из картона и пластилина. Сестре на день рождения дарила вырезанные из дерева фигурки. Мне даже сны снились, как я их вырезаю. Ходила довольно долго в гончарную студию…
Идеи рождаются из жизни. Я — мама, женщина, художник, и всё это формирует мою внутреннюю оптику. Я много наблюдаю: за детьми, за природой, за реакциями людей в метро, на улице. Часто идея приходит из вопроса, который болит: что такое память? Что останется после нас? Что значит быть настоящим в эпоху фейков?
Инсталляция — это пространство, в которое зритель входит, а не просто смотрит. Это возможность прожить тему телом, чувствами, дыханием. Это очень личный контакт. Холст — это разговор, а инсталляция — диалог.
Зачем? Потому что так можно говорить с теми, кто уже не слышит слова. Кто перегружен новостями, гаджетами, бегом. Инсталляция может остановить.
Коммерция? Вопрос справедливый. Инсталляции — не самый продаваемый формат, но они создают сильный имидж художника. Это ключ к музейным проектам, грантам, приглашениям на биеннале. И, что важно, к синергии: бренды, архитекторы, музыканты часто хотят коллабораций именно с художником, который мыслит пространством. Так что коммерческая логика в этом есть — просто она не прямая, а стратегическая.
- Вы стали одним из ярких и запоминающихся участников общероссийской выставки «Дом, который построил…», в которой собрались более 80 авторов. Что значила для вас выставка? Можно ли говорить, что художники это семья или все таки конкуренты?
Для меня эта выставка была очень личной — не просто частью творческого пути, а моментом, когда чувствуешь: ты не один. В проекте «Дом, который построил…» каждый художник говорил о своём, но тема дома — настолько архетипична, что мы все будто сонастроились на одном уровне. Это напоминание, что искусство может объединять, а не разделять.
Художники — не конкуренты, если ты работаешь из правды. Если ты идёшь из своей боли, веры, изнутри, — никто не может это повторить. Мы как родные души, которые говорят на своём языке, но слышат друг друга. Семья — хорошее слово. Но Семья без иллюзий, что все всегда будут обниматься. Скорее уважение, интерес, обмен — это куда важнее.
Конкуренция начинается там, где есть страх не быть замеченным. А когда ты точно знаешь, кто ты, ты радуешься чужой силе. Эта выставка напомнила мне именно об этом — что сила современного искусства в многоголосии. И я благодарна, что моё «я» прозвучало в этом хоре громко и честно.
- Но не только яркое участие в выставке, но и награждение премией «Вера», сопутствовало вам в международном фестивале «Традиции и современность» . Расскажите про номинацию, ваши эмоции и планы в этой области.
Премия «Вера» стала для меня не просто наградой — а подтверждением, что можно оставаться верной себе и быть услышанной. Моя инсталляция говорила о внутреннем свете, который проходит сквозь сомнения, боль, быт — и всё равно остаётся.
Когда объявили моё имя — было одновременно чувство огромной радости, но и тишины внутри и чувство ответственности. Потому что «Вера» — это не просто символ, это ориентир: не свернуть, не упростить ради формата или моды, а продолжать идти глубоко.
Планы? Да, они есть. Сейчас я работаю над новой серией инсталляций, где традиционные материалы (ткань, дерево, свет) соединяются с темами духовного выбора, памяти рода, внутреннего пути. Я чувствую, что вот сейчас — тот самый момент, когда традиция не в прошлом, а в сердце современности. Мой вектор — не мода, а глубина. И награждение — это подтверждение того, что этот путь нужен не только мне.
- Вы недавно стали героем нового печатного издания про арт-мир «Антология». Новая подача материала с акцентом на жизнь. Сложно вам делиться личными моментами? Что значило для вас стать героем глянца?
Для меня это был не просто выход в печати. В «Антологии» материал построен не вокруг выставок и регалий, а вокруг внутренней жизни художника: его творческого пути, семьи, сомнений и вдохновения. И я почувствовала, что меня слышат как человека, который живёт искусством, как частью быта, материнства.
Делиться личным — непросто. Потому что искусство часто защищает, оно как оболочка. А тут — наоборот, надо снять все фильтры. Но именно это делает разговор настоящим. Я не хочу быть иконкой на пьедестале. Я хочу быть живой. Женщиной, которая успевает на монтаж между школой и ужином. Художником, который не боится провалов.
Глянец — это видимость. Но когда он даёт глубину — это особый знак времени. Стать героем «Антологии» — значит, быть увиденной в полноте. И для меня это большой шаг: не в карьеру, а в честность. А честность — это мой главный ресурс и в жизни, и в искусстве.
- Полина, куда будете двигаться дальше? Есть ли путеводная звезда или вершина, до которой хочется поскорее, а может и не быстро, но дойти?
Я бы сказала так: у меня есть не столько вершина, сколько внутренний вектор. Вектор, который чувствуется всем существом. Я точно знаю, что хочу говорить на языке, который понятен не только специалистам, но и обычному человеку. Где мама с детьми, подросток в поиске смысла или пожилой человек с усталыми глазами могут найти в искусстве опору, ответ на вопрос…
Я иду к созданию пространства, где искусство не только показывает, но и преображает. Это может быть большой инсталляционный проект, участие в биеннале, где звучат актуальные темы современности. Я бы очень хотела сделать персональную выставку в Европе, где бы соединялись визуальный язык, звук и свет. Мне важно, чтобы искусство не замыкалось в галерейном контексте, а становилось жизнью, средой, опытом.
Путеводная звезда? Да. Это вера, это моя семья. Это понимание того, что через искусство можно менять реальность — не глобально, но глубоко. Я не спешу, но и не стою на месте. Главное — не свернуть. И не предать то, что горит внутри.